Шаманы, духи и божества народов севера

Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.

Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных религиозных обрядов, рассказала о шаманах и тенгрианстве…


Православие утвердилось в Якутии с момента появления на берегах Лены первых отрядов русских землепроходцев. Уже в 1632 году в Якутском остроге была построена часовня во имя святой Троицы, а в апреле 1642 года первый православный храм. Православное миссионерство в Якутии, по сравнению с другими регионами Российской империи, носило едва ли не наиболее гуманный и культурный характер. До конца XVIII века христианство в Якутии было религией почти исключительно русских поселенцев. Церкви строились в острогах для русского населения, серьезных попыток христианизации якутов не предпринималось. C конца XVIII века начинаются первые массовые крещения коренного населения. В то же время собственно шаманизм, с его гаданиями, заклинаниями, магическим врачеванием, не только сохранялся, но до некоторой степени даже распространялся среди местных русских.

К началу перестройки в Якутии практически отсутствовала какая-либо официально разрешенная религиозная жизнь — в начале 80-х гг. на всю Якутию существовал лишь один православный храм. В 90-е годы началось возрождение религии.

В республике нет религиозных конфликтов и давления, кто-то из коренных якутов может быть крещеным, кто-то нет. Однако коренные якуты и выходцы из смешанных семей в большинстве случаев чтут и уважают веру своих древних предков. Вот это наиболее интересно туристу, который приезжает в Якутию.

Мы побывали в этно-усадьбе Атласовых, которая находится возле Якутска, это возможность чуть соприкоснуться с якутским этносом даже во время кратковременного визита. Но, я думаю, что знакомство с настоящей глубинкой крайнего Севера у меня впереди.

1.

Якуты – один из народов, в языческих верованиях которого не было единого бога. Вместо бога у них почитались божества – так называемые айыы, покровительствовавшие земным легендарным предкам якутов. Юрюн Аар Тойон – верховное существо, не считался творцом человеческих судеб. Он выделил из своей семьи одного мужчину для жительства на средней земле, поэтому якуты считали себя родственниками этого небожителя. И как к родственнику обращались за помощью от злых духов, сопровождая свои заклинания –прошения обрядами с жертвоприношениями в виде животных, а также кроплением кумысом. У якутов есть три мира – нижний, верхний и средний – в котором живут люди.

Алгыс – благословение.Обычно талгыс совершается через посредничество духа огня. Через этого посредника люди могут обращаться к духам или к небожителям, которые ответственны за рождение и воспитание ребенка, за семейные, хозяйственные проблемы. Коренное отличие от шаманских мистерий в том, что алгыс произносятся, чтобы изменить будущее, а шаман часто пытается изменить прошлое. Прошлое изменяют духи Нижнего Мира и за это требуют материальных жертв. Жертвоприношение при обыденных алгысах чисто символическое. Иногда обходятся привязыванием кусочков материи – салама на месте проведения обряда, или сжиганием конского волоса на огне.

Отличие настоящих тенгрианских благословений также и в том, что в них не говорится о помощи или спасении, как в христианских или буддийских молитвах. Человек в жизни достигает всего сам, своими усилиями, поэтому тенгрианец просит, чтобы ему не препятствовали в его духовном росте или в свершаемых им делах.

2.

3.

4.

5.

Алгыс обращенные на общеплеменные и государственные дела совершаются коллективно. Наиболее распространенной формой является осуокай – хороводный танец. Больший эффект от такого мероприятия достигается если оно проводится в определенное время года. Осуокай – главное мистическое действо, проводимое во время ысыаха.

Ыhыах (ысыах) – дословно разбрасывать, брызгать. Тенгрианский календарь состоит из 13 месяцев. 12 месяцев по 30 дней и один короткий в 5 дней – месяц Тенгри. Совпадение этого месяца с неделей Троицы позволяет предполагать, что славянский солнечный календарь – солнцеворот также был тринадцатимесячным.

6.

По мнению известного французского исследователя религий Жан-Поля Ру, тюрки, жившие на Алтае задолго до новой эры, поклонялись “человеку-небу”, “человеку-солнцу” – Тенгри. Китайские историки отмечают появление у тюрков культа Тенгри самое позднее в V-III веках до новой эры.

Основным отличием тенгрианства от восточных учений по управлению энергией является то, что здесь четко различаются энергия Нижнего Мира сy (аналог китайское ци) и энергия Верхнего Мира кy (аналог энергия Кундалини в индийских учениях). Если энергия материального мира обеспечивает здоровье и физическую силу на низших уровнях духовного развития, то энергия Верхнего Мира обеспечивает знание, доступ к мировому разуму на более высших уровнях.

7.

8.

9.

А это традиционная одежда шаманов. Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Каждая деталь костюма имела свое особое назначение. Металлические подвески изображали фигурки животных, птиц, или даже людей, это символы важнейших духов-помощников. Длинные металлические пластины на рукавах и груди – это кости шамана, круглые диски разных размеров – сердце, зеркало или щит шамана. Есть там и изображения солнца и луны, звезд, даже бубенчики и колокольчики. Считалось, что подвески во время камлания могут превращаться в реальные предметы или существа и помогать шаману. Звон колокольчиков и бряцание металлических подвесок во время камлания создавали дополнительный звуковой эффект. Считалось, что злые духи боятся звона металла и не приблизятся к шаману.Сам кафтан или плащ сшит так, чтобы человек в нем походил на зверя или птицу.

Бубен – самый значимый шаманский инструмент. На внешнес стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки – шаманскую картину мира.Все важные камлания непременно проводились с участием бубна. В шаманских верованиях бубен имел очень много значений. Прежде всего бубен представлялся ездовым животным шамана – конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожанного покрытия. Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний(небесный) мир, где обитают добрые духи.Для шаманов, путешествующих в нижний (подземный или подводный) мир к злым духам бубен превращался в лодку , способную везти шамана по подземной реке. Но самое главное – бубен помогал шаману входить в транс, чтобы общаться с духами.

Камлание начиналось обычно с разогревания бубна на огне – оживления или очищения бубна. Затем шаман начинал бить в бубен. Удары в бубен и пение шамана созывали духов-помощников, которые согласно древним верованиям, слетались и рассаживались на подвесках бубна.Считалось, что шаман приобретает бубен только по воле или с согласия духов. Духи сами показывали дерево из которого нужно сделать обод (обечайку) бубна.

Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в течении жизни последовательно могло быть несколько бубнов. Обычно не более 9. Когда рвался последний бубен, значит, шаман должен был умереть. Если же шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выспуская из него духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Источники: http://tengry.org/; http://etnolingvistika.ru; http://www.religare.ru;

Якутия – это не только север, мороз и холод, но еще и возможность познакомиться с очень интересным этносом, где каждый следующий новый факт заставляет задавать все больше и больше вопросов.

Сайт национального туроператора Республики Саха (Якутия) компания “Планета Якутия” – http://planetyakutia.com

Пресс-тур организован Министерством по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха ( Якутия) при поддержке Министерства предпринимательства и туризма республики Саха ( Якутия).

Продолжение следует…

Другие мои репортажи из серии “Зима начинается с Якутии!”:

Оставайтесь на связи! | Добавить в ЖЖ | Facebook | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | Instagram |

© Alexandr Cheban | alexcheban.livejournal.com – “Ярко о путешествиях!” – бюджетно и необычно по всему миру!

59 Comments

  1. озадачила фраза про “попытки шамана изменить прошлое” – это подразумевается лишь символически в “нижнем мире” или шаманы программируют в трансе сознание обратившихся?

  2. Только любитель попсы так может говорить – смотрите, все такие попсовые, а я какой крутой. Вы поживите на северах лет десять для начала. На вторую неделю романтика я-не-такой -как-все сменится ощущением жесткости северного быта и вас гарантированного потянет в попсовые широты.

  3. Камин называется “камелек” – печка, которая давала и тепло, и свет в балагане.
    Потолок из урасы – другого строения комплекса, летнее жилье.

  4. А я уже хочу туда.. никогда не был чтоб было больше -20, а сейчас у нас +26С 🙂
    привет из Гонконга.
    Славик

  5. “Симметрия” нашего мира удивительна. Мне кажется Якуты, это те же индейцы, просто территориально осевшие севернее. И правильно говорят, что холод все сохраняет. Россия своих индейцев не так сильно притесняла.

  6. Она объясняла, что значит каждый из них, а я что-то фотографировал в соседней комнате и самое интересное про эти камни пропустил 🙁

  7. Славик, привет!
    В Гонконге всегда стабильно… но от вас там Якутия совсем рядом, попробуй для разнообразия, очень интересно!

  8. та ну не тот конечно, в котором духи (с таким и в самом деле не шутят) а новый, сувенирный например
    (я в местных магазинах внимание обращала – не те там бубны совсем ….)

  9. Я первый репортаж так и начал, что хорошо приезжать туристом, а вот жить тяжело. НО тяжело приезжим, а коренным северянам, я думаю, жить на юге также некомфортно, как нам на севере.

  10. это камни желаний. возможно неземного происхождения. геологи изучали их структуру и обнаружили в них металлы и незнакомые минералы. тот что круглый с трещинами – мужской, четырехугольный с выемкой – женский.
    парадоксально, но желания сбываются. у меня сбылось 🙂

  11. красотища, особенно их шубы и жилетки бисером шитые
    балдею от их народного творчества
    вы себе каку этническу одежку хоть привезли?

  12. Огромное Вам спасибо! Пост шикарный. И так грамотно все написано, столько информации в одном месте. Теперь всех буду на Ваш пост отсылать))

  13. не все так просто в религии. Якуты в основной своей массе – православные, церкви сейчас есть практически на всей территории, мало того службы ведутся на якутском, в том числе и в Преображенском соборе Якутска (главный храм республики). На религиозные праздники не протолкнуться и среди прихожан далеко не только славяне.
    Другое дело, что действительно православие насильно не насаждалось и у якутов осталась традиция отмечать традиционные языческие праздники и ритуалы. Вполне нормальная ситуация когда один и тот же человек на рождество и пасху идет в церковь, а летом встречает солнце на празднике ысыах.

  14. Очень интересно! Просто узнал много нового и подтвердил свои скудные познания о шаманизме (если так можно сказать)! И родственно язычеству. Особенно классные фото! Согласимся, что мир хорош своим многообразием! И не надо навязывать религию никому! А агрессивные конфессии и слишком уж человеколюбивые вообще бы запретить! Две крайности они не сближают.
    Буду рад посмотреть и прочесть продолжение темы Севера.

  15. Я купил себе в этом году большой бубен из Тувы. Его конечно можно считать сувенирным, но когда в квартире по нему бьешь, стекла в окнах дребезжат. Сильная вещь!

  16. читать было, скажем так, не приятно.
    конечно, понятно, что статья по потребностям для потребителей, и экзотика важнее реальности, но тем не менее…

    “якуты не ходят в церковь, не молятся и не ставят свечки” – ну достаточно было зайти в церковь, посмотреть…
    про то что русские хоть и составляют 60% населения, но они пассивное никто и ничто ни в каком плане… это уж явный перебор.
    конечно хорошо, что поредактировал, но слово не воробей…

    вот это понравилось: в то же время собственно шаманизм, с его гаданиями, заклинаниями, магическим врачеванием, не только сохранился, но до некоторой степени даже распространился среди местных русских.
    отвечу так: 99,9% населения (и якутского, и русского) настоящего шамана никогда не видели, не то чтобы болезни магией лечили.

    а так, прав алексей – столько о шаманизме в якутии не знают, сколько здесь написано.
    духи – конечно, среди коренного населения огонь кормить обязательное дело, и для православных в том числе… нормально
    но шаманизм??? это шоу с ряженными для туристов, так что и вы правы в том что “вот это наиболее интересно туристу, приезжающему в якутию”.

    собственно, задела что ли, категоричность заявлений в первой редакции, причем к реальности эти заявления имели самое не большое отношение.

  17. Я пишу с позиции туриста, которого удивили много вещей, скажем так… Посты пишу ночью, и, да, в первой редакции текст вышел какой-то слишком резкий, хотя я не имел ввиду ничего критического, просто хотел говорить только о исконных верованиях древних якутов. Безусловно, информация взята из источников, которые могут быть в чем-то не правы, но я не занимаюсь научной работой и просто делюсь той информацией, которая мне интересна.

    Наиболее реакционный из них – это http://www.religare.ru
    тема действительно может быть противоречивой, но извините, если я вас задел, некоторые “копи-пейст” фразы действительно резко звучат, поэтому и убрал их.

  18. Интересная тема, спасибо!)
    Особенно в створе прочитанной накануне книги Рытхэу “Сон в начале тумана”.
    И хотя там Чукотка, но многое пересекается мне кажется …

  19. Я там родилась. Посмотрела фотографии и прочитала пост, вспомнила уроки предмета “Якутской национальной культуры”, эти костюмы, эти шаманы, их прекрасный праздник Ысыах (любила этот праздник, потому что к нам в город приезжали якуты с деревень с оленями и катали нас). Очень хороший пост. Волна настольгии нахлынула аж!

  20. Только хозяйка одета в якутский нац. костюм. Все остальные в эвенкийских, эвенских, у танцоров какие-то элементы юкагирского костюма. Было специальное мероприятие или каждый день так встречают гостей? Я сама живу в Якутии, но парадокс, ни разу не была на этой усадьбе.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *