Счастливые люди русского севера: дети Тайги

“Наверное, там все бухают?!” – мне так часто задавали этот вопрос, узнав, что я побывал на севере России. Да, не без этого, но насколько же все-таки сильны стереотипы и как часто мы мыслим “штампами”, ограничивая свое мировоззрение?! Нам с вами, сидящими за мониторами в уютных офисах и отпивающих глоток утреннего капучино из картонного стаканчика “старбакс”, сложно представить себе, что есть другая жизнь, другие ценности. “Вот скажи мне, а зачем вообще жить там, где всю зиму -50?” – ответ на этот вопрос для меня был тоже однозначен до поездки на север и знакомства с людьми в маленьких деревеньках за полярным кругом… и как же этот ответ изменился после… Я влюбился в север, в его энергетику и его людей. Да, я не смогу и не хочу там жить, но туда хочется приехать снова. За несколько поездок накопилось немало материала для серии репортажей о людях севера России, их быте, историях, их проблемах и радостях. Это счастливые люди, люди, которые не поменяют родные холодные просторы, лишенные абсолютно всех наших представлений о комфорте, на суету столичных мегаполисов… Рыбаки, оленеводы, школьный учитель, доярка, фельдшер, простые крестьяне – счастливые люди севера России.

Ханты – коренной малочисленный народ, проживающий на севере Западной Сибири. В Ханты-Мансийском автономном округе их всего чуть более 1%, но многие из них сохраняют свою идентичность, ведут традиционных образ жизни, несмотря на то, что мир вокруг коренным образом изменился за последнее столетие. Мы выехали из Сургута еще до рассвета по зимнику в поселок Угут, где автомобильная дорога окончилась, пересели на снегоходы и дальше путь стелился через тайгу, по замерзшему Большому Югану… к хантыйским юртам.

1.


На снегоходе удобно ехать только за рулем… а вот в нартах всем телом чувствуешь каждый снежный горбик и когда расстояние измеряется часами, то такая поездка превращается в интересное, но изматывающее приключение. Обжигающий морозный ветер в лицо, смешивающийся с запахом бензина из выхлопной трубы Бурана…

2.

3.

А иногда одно неосторожное движение рулем и мы в сугробе, а дальше надежда только на себя, вокруг тайга, мороз… А связи нет, а если один?!

4.

Большой Юган— левый приток Оби, впадает в Юганскую Обь.

5.

“Юрты” оказались небольшими деревянными домиками, до поездки я представлял себе юрты совсем по-другому. Образ жизни хантов, их основные занятия сложились в древности и почти в неизменном виде дошли до наших дней.

6.

Тут живет семья хантов: глава семьи Саша, его супруга Оксана и двое детей – 8ми и 4х лет.

7.

8.

Главный промысел зимой – это рыбалка:

9.

На небольшой лесной опушке несколько построек, хлев, погреб. Здесь нет электричества, в качестве источника последнего используют бензиновый генератор:

10.

А мобильный телефон только в одном месте может иногда принять смс:

11.

Оксана испекла вкуснейший хлеб, со свежей хрустящей корочкой, на морозе он пошел превосходно!

12.

13.

14.

Дом состоит из одной общей комнаты, здесь две кровати, одна для взрослых, вторая – для детей:

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

До ближайших юрт отсюда порядка 1-2 часов на Буране в зимнее время года, либо летом на лодке. Самое сложное время – это осень и зима, когда снежный покров еще не достаточен, а устойчивый лед еще не замерз, в такие недели юрты полностью отрезаны от цивилизации. Школа – это тема отдельного разговора. В начале учебного года детей забирают на вертолете из юрт региона в школу-интернат и возвращают лишь на каникулы. Казалось бы, другого пути дать детям образование нет, ведь они проживают на абсолютно изолированных территориях, а с другой стороны в Якутии уже внедряют инициативы дистанционного образования детей коренного населения. Ведь самой главной целью является возвращение детей к своим истоками и продолжение традиций предков. Об этом я напишу отдельно.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Эти малыши уже к 7-10 годам становятся полностью самостоятельными и помогают по хозяйству взрослым. Ходят на рыбалку и охоту вместе со взрослыми.

28.

29.

Девушке на самом деле нет еще и 25ти…

30.

Я смотрю на быт и думаю, а ведь они могут уехать жить в поселок, могу заниматься другими вещами… но в какой-то момент понимаю, что нужно смотреть дальше, чем визуальная картинка весьма неопрятного быта… это люди Тайги, это их просторы и они не променяют их на комфорт городских домов.

31.

32.

33.

34.

А дети как дети, игривы и застенчивы:

35.

36.

37.

38.

Одна из проблем у хантов сейчас – это получение компенсационных расходов от нефтедобывающих корпораций, которые эксплуатируют природные ресурсы территорий, которые исконно принадлежали коренных малочисленных народов. Это приводит к отсутствию мотивации у некоторых и, как следствие, к алкоголизму. Но явление не имеет массового характера.

39.

40.

41.

Природа и общение с ней – это то, чего лишены мы с вами, наши радости и ценности совсем в другом. Наши комплексы порождают несуществующие проблемы. Мы с вами никогда не сможет почувствовать что это, быть с природой на “ты”.

42.

Посмотрите фильм “Счастливые люди: год в Тайге”, жизнеутверждающий фильм со смыслом и идеей. Также есть более полная его версия в четырех частях.

Продолжение следует…

Все мои репортажи о России

Оставайтесь на связи! | Добавить в ЖЖ | Facebook | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | Instagram |

© Alexandr Cheban | alexcheban.livejournal.com – “Ярко о путешествиях!” – бюджетно и необычно по всему миру!

202 Comments

  1. Да уж, условия суровые.
    Но вот я что скажу, Саш….это мы так говорим – “с природой на ты”.. Им очень тяжело, и я уверен, что если бы была возможность, они с удовольствием жили бы в комфорте и работали в теплом офисе или хотя бы на заводе. Человека тянет к такой жизни, не просто так мы ездим в походы, в глушь. Но жить так…нет уж. Они просто привыкли и не знают другой жизни.

      1. Такие же возрастные дисбалансы встречаются в высокогорьях Непала и Тибета… смотрит на тебя бабушка, а ей на самом деле только 35

        1. И всё равно я сомневаюсь, что они прям ни на что не променяют свою жизнь.
          Они просто не видели другой.

    1. Какие мажоры у вас в камментах, обалдеть. И девушка изношенная и одежда грязная и то не так и не эдак…

      Сами ленивые и лень свою пытаются оправдать тем, что ханты настоящего комфорта не видели и поэтому никуда не едут.

      Они СВОБОДНЫ. От работодателей, кредитов и прочих благ 🙂 цивилизации.

      Извините за поовторение

          1. Ну а что вы бред несете? Есть объективные показатели качества жизни, от частных типа сбалансированности питания до глобальных типа средней продолжительности жизни. Они у городских жителей значительно выше, чем у обитателей показанной глубинки. Это факты, а “свободны” – лирика.

          2. Хорошо, вы живёте в цивилизации – ваше питание сбалансированно? Ваша физическая активность сбалансированна? У какого процента “цивилизованных” людей всё это в норме? Вы считаете, лучше прожить до ста лет выжившим из ума и прикованным к кровати или креслу?

          3. Да, гораздо более сбалансированы, чем у кочевого оленевода.
            У гораздо большего, чем у оленеводов, чему свидетельство – упомянутые в предыдущем комментарии показатели.
            Нет, лучше в тридцать лет умереть от цинги, или в восемнадцать родами.

      1. Бомжи еще более СВОБОДНЫ. От работодателей , кредитов и прочих благ цивилизации. Еще более грязны и неухожены. Но это вовсе не означает, что нужно этим восторгаться.

        1. Не, нужно восторгаться тем, что за вас думает чужой дядя: какой туалетной бумагой вы будете зад подтирать, в каком доме жить и что сегодня на ужин есть.

    2. другая планета
      быстро спиваются, могут пристрелить чужака на своих родовых угодьях, редко моются и воняют

    1. Да, это более динамичная выжимка из 4х серий документального фильма. Я видел и то и другое, понравилось очень!

  2. Очень похожи на наших коми и других представителей финно-угров. И быт похож, разве что печей таких в селах не видела. Но наши пьют не оттого, что нефтяники их “прижали”, нельзя никого винить в этом несчастье, просто это вырождающаяся нация, у них очень высокий процент самоубийств, даже у тех, которые живут в цивилизации (венгры, эстонцы, финны).

    1. Что значит похожи? Финны и венгры их считают своими прародителями. Сьезд финно-угорских народов по традиции проводится в Ханты-Мансийске….
      Как зарисовка по отдельной семье этот пост и пойдет. По общему состоянию хантов и манси – полный отстой.
      Я двадцать лет был связан с этой территорией – знаю что говорю.

      1. Я про территориальную похожесть. Хантов и у нас хватает, хотя автор пишет о тех, которые “по другую сторону”. Пост хорош, кто спорит, семья более-менее благополучная.

  3. ооо, ну наконец-то я дождался этот пост)
    хорошо получилось, с интересом почитал и сравнил со своими мыслями и наблюдениями)

    1. Повторюсь, что тебе уже писал, материал один и тот же, однозначно в следующий раз нужно разделяться в таком селе на два сюжета.

        1. У вас там было куда разбегаться? 🙂 Вообще, материал хоть и повторяется, но гармонично добавляет друг друга.

  4. Была бы у них возможность уехать и жить в более комфортных условиях – то Север обезлюдел бы… Вы посмотрите на Оксану – её нет 25-ти, а выглядит на 40, это всё тяжелый труд в суровых условиях!!! Я работала в Забайкалье, и знаю каково это жить-работать в таких условиях – это не туристическая поездка по экзотическим местам России…

    1. Это очень жесткие условия жизни. Абсолютно неприменимо к нашим понятиям о комфорте жизни, но они не уезжают и они счастливы.

      1. Да уж… подчас счастье в неведении… Но очень сомневаюсь, что их детишки останутся жить там же такой же жизнью!

        1. Не очень уверена, что это так. В советские годы были все возможности уехать. И уезжали. Но ведь всё равно часть ребятишек, даже получив образование, возвращались к привычной жизни.

          1. В прошлой жизни “людям Севера” создавали условия для более-менее нормальной жизни, да и СМИ ни тиражировали красиво-доступную жизнь по всем каналам (((

          2. Синдром утенка… Человека тянет к привычному укладу, каким бы тяжелым или мерзким он ни был. Свойство психики, увы. Так же и у нас терпят мужей-тиранов, например – потому что родители такие были. Особо гордиться тут нечем, воспевать какую-то особенную духовность и преданность ни к чему. Это. Просто. Свойство. Как писать правой рукой.

      2. они счастливы, потому что другая жизнь их страшит, они не смогут найти себя в большом мире. Поэтому их маленькое личное счастье – в стабильности. Но в плане реализации себя и свободы выбора – у них нет этого счастья, оно им неведомо.
        Я могу порадоваться за их личную гармонию, но глядя на детей – мне становится их немного жаль. У них нет выбора.

    1. Высокая. Я спрашивал, но ответ не запомнил. Те, кто живет нормально – живет долго. Кто пьет – тот, соответственно, нет.

    1. у меня только 16-35 и 70-200, последним не поснимаешь тут…
      согласен, задумываюсь над фиксом, хочу 135. хотя бегать нужно далеко с ним.

    1. понял из текста, что там и в самом деле все пьют (не без этого)
      причем с утра, вместо кофе

      1. Не сказал бы, у нас все любите по пить на утро не просыпались, так как мошкой были закусаны насмерть.

  5. Условия быта действительно ужасны… Природа конечно великолепная… Но стоит ли это единение с природой, такого устройства жизни? Думаю тут просто без вариантов, а так бы уехали.

    Спасибо за интереснейший репортаж!

      1. Ну зачем же так категорично? Можно в ближайшее, более крупное поселение с лучшими условиями (рыбу и там можно ловить)…

        1. Скорее всего белорусский канал на украинском телевидении. Вещали на мове, а по мне что украинская, что белорусская звучит одинаково. 🙂

  6. Здравствуйте!
    Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  7. Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
    За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.

  8. Саша, они так и одеваются в свои традиционные костюмы или это для фотографий приоделись?
    Вот интересно, как они женятся, где находят друг друга…

  9. Нефтедобывающие корпорации заинтересованы или им законодательно привить необходимость создания условий для северян,чтобы счастье и радость были патриотичны ,а не от неизбежности.Ведь там такие возможности .

  10. Большое спасибо за репортаж, сам в тех краях родился. Два года пожил на юге, но решил что без севера не могу – весной обратно в Югру.

    1. Потому что это деревня, это дети, все буднично и непарадно. Это по-нсатоящему.
      А национальная одежда – парадная, достали с полки и одели.

    2. Хе-хе. Не повезло, что коренные жители тайги живут далеко в глуши и трудно до них добраться… а не то бы понаехали тётки ювенальные из опеки- соцзащиты с ментами- полицаями.
      Чёй-то в тайге дети не в белых носочках!! ? Отобрали бы детей у родителей и вывезли бы в приюты- интернаты .
      Оплачивали бы эту бурную деятельность ювенальных тёток и полицаев, как и содержание конфискованных детей в детдомах, естественно налогоплательщики. Родители- ханты, у которых детей бы конфисковали, в наказание за отсутствие белых носочков в тайге, с горя веселились: пили бы “огненную воду” финансируя спиртопроизводящих едросов и прочих депутатиков – то есть всем было бы хорошо!

      Но вот незадача, живут ханты далеко, даже полицайские уазики туда добраться не могут , по бездорожью. Не обеспечить толком никак северные народы заботой государства, так ведь несчастные детишки -ханты и не узнают, что такое чистая приютская простыня, будут как лохи спать с родителями на медвежьих шкурах. а главное-госбюджет с их помощью никак освоить не получается, вот ведь горюшко!

      1. Не знаю как сейчас, а в советские времена детей в интернаты увозили силой. На вертолётах, с милицией.

        Некоторые родители даже прятали в тайге – ловили и забирали.
        У северных народов очень портится зрение от чтения, многие дети заканчивали школу почти слепыми.

  11. Одна из проблем у хантов сейчас – это получение компенсационных расходов от нефтедобывающих корпораций, которые эксплуатируют природные ресурсы территорий, которые исконно принадлежали коренных малочисленных народов.

    Чего ? В настоящее время территории принадлежат всему народу Российской Федерации.
    США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Новая Зеландия и многие другие страны как то совсем не интересуются тем, что там у них раньше принадлежало аборигенам. Турция не интересуется правами “византийцев”. А это что за разговоры здесь начались.

    1. Зайдите на чью-нибудь частную территорию и объясните охране, что вы тут можете жарить шашлык так как вся территория принадлежит всем народу.

      Или пойдите в лес и срубите без договора купли-продажи с лесничеством – деревья. С инспекторами прийдётся долго объясняться.

      По более-менее научному это звучит как – территория традиционного природопользования коренных народов.

      Откройте Лесной Кодекс, посмотрите в своём лесничестве как часто лесоперерабатывающие фирмы рубят лес и увидите, что леса и земля не такие уж и общие. Земельный Кодекс тоже рекомендуется к прочтению.

      1. Вы меня пытаетесь запугивать частной собственностью что ли ? Людей то не смешите.
        И в Канаде есть частная собственность, например. Но вы прочитайте историю выделения квот на ловлю рыбы индейцам в 70-90 гг 20 века. Узнаете много интересного

  12. Увидел название и сразу подумал о фильме.
    Мол название то от туда ))))

    Надеюсь будет еще пару репортажиков от туда. О рыбалке, охоте…быте.
    А то пока только общие кадры и портреты.

  13. Странно вот что. В их доме похоже нет сеней. Дверь сразу на улицу. Это ведь очень холодно будет в доме. И печка железная. Она тёплая, только пока топится. То есть ночью замёрзнешь. И рамы не двойные. Разве можно жить в таком доме в сильный мороз?

    1. Чтобы другую печку сложить нужно очень много кирпичей, которые в глухую деревню нужно доставить. Печку нужно сложить с умом. Для такого быта – железная печка идеальный вариант. К тому же топится она всегда зимой, поэтому для подогрева воды и пищи не нужно что-то придумывать.

      Кстати классная вещь на печке – специальная выступающая полочка для чайника, не видел такого раньше.

  14. 1. Потрясающе!
    2. Подскажите, пожалуйста, где почитать о том, как сделать печку для хлеба, как на фото 13-15, а также ссылку на рецепт самого хлеба?

      1. какая разница какой национальности был мэр? вы решили с острить или Вы явный националист?
        по Вашим рассуждениям получается, что все проживающие в Москве, как и сами Москвичи – манси…. 🙂 потому что там сейчас Собянин мэр 🙂
        это хант!

        1. Бугага, как вы определили что этот пьяница хант?
          Это вы его фотографировали и паспорт проверили? По моим рассуждениям выходит , что при мэре Когалыма Собянине, коренные жители и его земляки- манси, спивались активно, больше я ничего сказать не хотел, а всё остальное вы уже сами зачем-то додумали.

          1. да, это я его фотографировал! я с многими местными хантами знаком и общаюсь с 1986 года. И поверьте мне, что они сами спиваются, а не спаивают их, как это утверждают. (причем это происходить стало в последние 5 лет, до этого они практически не употребляли алкоголь, что касаемо годов правления Собянина в Когалыме мэром, в то время хочу Вам заметить, коренное население, как ханты, так и манси, не пили. Пробовать любили “шайтан воду”, их это забавляло, но не пили, а спиваться тем более не спивались). Получается, что нам нужно обвинить бывшего мэра Какоткина, что он виноват в том, что ханты и манси стали активно спиваться? Или Вы четко презрение подчеркнули в сторону Собянина? Если у Вас такой к нему неготив, зачем тогда не зная город Когалым, негативно отзываться обо всех жителях этого города и коренного населения? Боритесь сами лично с нынешним Вашим мэром реально, а не виртуально в интернете, тогда и будет польза. Легче всего умничать в интернете.
            хочу еще заметить, я не утверждал и нигде не упоминул, что именно этот хант пьяница… Он просто любитель выпить. Он просто расслабился, приехав с угодья в город за покупками.

            Собянин родился в селе Няксимволь, Берёзовского района, Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской области.
            Мать Собянина происходила из уральского казачества; его прадед по материнской линии был полным георгиевским кавалером, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, в гражданскую войну был комвзвода в армии Семена Буденного, в середине 1930-х годов был раскулачен и отправлен в ссылку в Няксимволь
            Дед Собянина по отцовской линии был старообрядцем, прожил более ста лет. Собянины происходили из коренного сибирского народа собяны. Основатель рода Собяниных — уральский казак, который “волею судьбы оказался в Березовом районе” — в селе Няксимволь Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа. Село является мансийским. Поэтому во время губернаторских выборов в Тюменской области в январе 2001 года появилась информация, что Собянин — манси. Собянин, возможно, является манси, но сей факт не чем и не кем не подтвержден!

          2. За биографию Собянина, возможно не липовую, вам спасибо. Где вы увидели что я отзываюсь, да ещё и негативно обо всех жителях Когалыма?
            Любопытствую – с какой целью вы сфотографировали пьяного ханта?
            Надеюсь вы оказали ему помощь и он не замёрз на снегу.

          3. хочу Вас успокоить, с ним все в порядке. А так они частенько спят в мороз на снегу и не замерзают 🙂 они привыкшие 🙂
            им всегда оказывается помощь, не смотря на их буйные отказы и сопротивление.
            фото сделано для истории.

  15. Счастливые люди. Куда денутся офисные работники с их капучино -старбаксами, когда нефть упадет в цене, а промышленности уже нет? А они как жили, так и будут жить.

    1. к такому счастью гораздо легче присоединиться, чем стать офисным работником. Можете сами попробовать и потом остальным поведать ваш счастливый путь – сплошной профит

  16. а морды грязные у детей это тоже “коренной уклад”? не в песках же живут, вода кругом.
    какой вообще нах “уклад” если куда ни сунься бураны- генераторы.

  17. Красивые портреты очень! Дети такие живые, симпатичные. Трудно там живется, конечно, но это же традиции, родовое место и образ жизни. Другое дело, будь у них поддержка получше, способ зарабатывать нормально на своих традиционных промыслах + на туризме и тяга к сохранению своей культуры – и жили бы они себе в классных домах в тайге – красота же!

  18. в Якутии уже внедряют инициативы дистанционного образования детей коренного населения. Ведь самой главной целью является возвращение детей к своим истоками и продолжение традиций предков.

    ************************************************

    Так и до сепаратизма недалеко. Да и в целом картина удручающая.

  19. Какие мажоры у вас в камментах, обалдеть. И девушка изношенная и одежда грязная и то не так и не эдак…

    Сами ленивые и лень свою пытаются оправдать тем, что ханты настоящего комфорта не видели и поэтому никуда не едут.

    Они СВОБОДНЫ. От работодателей, кредитов и прочих благ 🙂 цивилизации.

    1. Вот я об этом же. Мало кто текст вообще читает, вконце я написал, что нужно учится видеть чуть больше, чем просто грязная одежда на фотографии, пробовать думать.

      1. да причем тут свобода от кредиток и цивилизации? в других самых отдаленных уголках России отношение к чистоте и гигиене по лучше будет, съездите в любую глухую татарскую деревню, там все блестит в таких же тесных теремках, начиная от детских умытых лиц до наличников на окнах и никто даже не посмеет зайти домой в обуви, в которой ходили корову доить. у них тоже нет интернета, фиатов в кредит, но у них есть стиральный порошок, побелка и желание жить в чистоте. люди тут про это возмущаются – как можно такой откровенно неустроенный быт (стульчик для ребенка грязнее миски для дом.животного, нестиранная пара месяцев одежда и т.п.) выгораживать понятием свобода??.. а на лицах прямо счастье, счастье.. да

      2. Не читают. В последнее время воспринимают только картинки и видеоряд, а текст сами додумывают, как им удобнее, если вообще думают.

        Штампы, стереотипы, блеск, лоск… Они так держаться за свои евроремонты….

  20. Фотографии мастера:-) Общение с Анашкевичем, видать, не без пользы на профессиональном поприще проходит:-)

    1. Морса, у меня ничего не поменялось, кроме алгоритма шарпинга фотографий при экспорте с лета, когда вышел 5й лайтрум. ЛР5 не умел убирать шумы и шарпить при экспорте и ресайзе до веб-размера.
      Но шарпинг у меня не от Сереги, хотя я сним обсуждал этот вопрос, а от Саши Онищенко.
      Фото стали просто чуть резче, только и всего. У Сергея слишком иногда звенящая резкость, мне не нравится.

  21. Хроматические аберрации очень сильные у вас. Это общий признак вашего отношения к людям. Отсюда понятно и то, почему вы никому не разрешаете использовать ваши фотоснимки.

    1. Перед тем как писать чушь в комментарии потрудитесь посмотреть условия использования моих снимков в профиле.

      1. Дело в том, что “в некоммерческих целях” разрешаете не вы, а закон — Гражданский кодекс (статья 1273 и статья 1274). Поэтому вашего разрешения на это не требуется вообще.

        А для всего остального вы никакого разрешения не даёте, чего и следовало ожидать.

        Однако я надеюсь, что со временем вы начнёте публиковать фотографии по свободной лицензии. Предлагаю вам обратить внимание на лицензию Creative Commons Attribution Share-Alike, которая очень хорошо защищает права всех лицензиатов.

        1. Вы не можете признать, что в первом комментарии были неправы и погорячились.
          Приведенные вами законы не имеют ко мне никакого отношения.

          Я не зрабатываю фотографией, поэтому даже для коммерческого использования в большинстве случаев предоставляю ее бесплатно, не говоря уже обо всем остальном.

          1. Я согласен с тем, что вы верно заметили: я не смотрел в профиль. Однако с вашей подачи я туда посмотрел. Увы, увы, там ничего нового.

            Посмотрев в профиль, я увидел, что вы “разрешаете” некоммерческое использование. Почему в кавычках? Да потому, что такое использование уже разрешил за вас Гражданский кодекс в 1273 и 1274 статьях, и ваш поступок — это всего лишь согласие с тем, что в России существуют законы.

            Если вы, автор фотоснимков, запретите некоммерческое использование — ваш запрет не будет иметь никакого значения, так как закон сильнее вашего запрета. Вы не можете запретить то, что разрешено по закону.

            Вы можете распоряжаться только тем, что не разрешено по закону. Ещё точнее — тем, что запрещено по закону, однако может быть разрешено по решению автора. Вы можете распоряжаться только использованием фотографий для целей, связанных с извлечением прибыли.

            А для того, чтобы разрешить всем людям и фирмам бесплатное и бессрочное использование фотоснимков для извлечения прибыли, созданы свободные лицензии. Познакомьтесь с ними — и возможно, вы станете использовать их чаще и больше.

          2. Я не являюсь гражданином РФ и не вникаю в суть ее законов.

            Хотел вам дать ссылку на пост Димы Чистопрудова, с мнением автора в теле поста я согласен на все сто. Но вижу, что вы там есть:
            http://chistoprudov.livejournal.com/129635.html

            С той лишь разницей, что на фотографии не зарабатываю. Вы сравнили хроматические абберации с моим отношением к людям… Я не очень понимаю связь. Впрочем интернет-анонимность дает вам право писать что-угодно и кому угодно.

          3. Ваши пользователи, жители России, имеют законное право использовать ваши фотографии без извлечения прибыли. Поэтому ваше некоммерческое “разрешение” для них не имеет смысла.

            Связь между ХА и отношением к людям мне видится в том, что ХА — это признак съёмки спустя рукава. Тот фотограф, который думает о людях и старается помочь им, не допустит хроматических аберраций, потому что предлагает людям только наилучший результат. Виден одинаковый принцип и в том, что вы оставляете ХА, и в том, что вы запрещаете использовать ваши фотографии. Это принцип безразличия к людям и к результату съёмок.

            Торговец Чистопрудов имеет одну интересную особенность: он продаёт. Вы можете называть его фотографом, однако он не фотограф, потому что его задача не фотоснимки. Его задача — нажива. О людях Чистопрудов не задумывается никогда.

          4. Мои читатели живут не только в России, я не занимаюсь изучением законодательной базы каждой из стран, я вообще не занимаюсь вопросами авторского права, я веду блог о том, что мне интересно.
            Вы хотите использовать фотографию для себя – пожалуйста. Вы хотите продавать мою фотографию – напишите.

            Вы написали мне “вы никому не разрешаете использовать ваши фотоснимки”, вы – не правы.

            Не очень понимаю вашу задачу в принципе, оставив данный комментарий.

          5. Да, возможно, мои слова надо было переставить местами, чтобы они стали понятнее. Попробую пересказать их.

            Вы не разрешаете всем людям и всем организациям использовать ваши снимки для их целей.

            Моя задача была двойная. Во-первых, я хотел передать вам, что ваши фотографии будут весьма полезны для самых разных людей и предприятий, если вы разрешите их использование. Во-вторых, я хотел рассказать вам, что свободная лицензия поможет вам дать такое неограниченное разрешение.

          6. Почитал википедию в отношении указанного вами типа лицензии.
            Мне не равится пункт об “изменении” моего произведения, я с ним не соглашаюсь.

            В целом мои условия практически такие же.

          7. Правильно ли я понимаю, что вы никому не разрешаете увеличивать, уменьшать свои снимки, вырезать из них фрагменты? Например, если кому-то понадобится изображение жёлтого пакета с надписью “мука”, скопировать его из вашего снимка будет нельзя?

            Обратите внимание, что по условиям свободной лицензии рядом с таким фрагментом будет обозначена ссылка на того, кто вырезал, и на вас как автора исходного снимка.

            А если ваш снимок надо будет напечатать в газете, вы не разрешите изменить его в чёрно-белый?

            А если в вашем снимке надо будет исправить хроматические аберрации, создав новую фотографию без аберраций, вы не разрешите этого?

            А если будет нужно включить половину вашего снимка в коллаж вместе с десятью другими снимками десяти других авторов, это тоже противоречит вашей мысли?

            А если надо будет уменьшить синеву за окнами (при печати в три краски — чёрную, красную и жёлтую), это тоже недопустимо? Ведь в результате получится изменённая фотография.

          8. Верно, ваши условия отличаются лишь одним: вы оставляете себе право запретить, если запрос окажется неудобным для вас. Например, если запрос придёт от сигаретной компании или от политической партии.

  22. Зато как здорово – спать в абсолютной тишине, не шарахаться от машин и толпы.
    За это можно променять “удобства на улице”.

    Привет из Когалыма!)

        1. Уже было – воду отключили на двое суток. Первое – унитазы остановились.))))))))). Всё -цивилизации пирдыкамбА.

  23. Большинство комментариев грустно читать. Отчего людям так порой сложно понять, что есть другая жизнь и другие ценности? Что счастье – оно у каждого своё? И что эти люди, возможно, ни за какие блага не променяют свою нормальную, свободную жизнь на истеричный мир больших городов с их комфортом, толпами обозлённых людей, отравленным воздухом и искусственной пищей, и прочими благами цивилизации.
    Отчего не приходит в голову, что тяжёлый физический труд в привычных условиях для многих легче жизни в городе (или даже посёлке)? И возможно, многие проблемы отдельных людей этого народа связаны именно с тем, что выжить в нашем обществе они просто не могут?

  24. ты б за урал сгонял землячёк , в ту же самую якутию , читинскую и амурские областя , акуеешь от местного населения эйвенки якуты -вымирающие нации и убиваем их мы (цивилизация).

    1. Прилетает на вертолете. работает не только в теории. но и на практике.
      Конечно есть свои исключения для вылета, но это действительно работает.

    1. Их язык практически не живет, слишком их мало, чтобы поддерживаеть его. Дети уже говорят только на русском.
      Наверное есть свои песни, но при нас они стеснялись немного.

  25. Всю жизнь занимаются тем, что выживают в откровенно враждебной среде. Зачем? Почему-то сразу вспоминается тов. Сизиф.

  26. Воспоминания нахлынули) Я жила в ХМАО 7 лет. Это другой мир и другие люди. Была хантыйских деревнях и летала на вертолетах в домики обходчиков в глухой тайге. Эти вещи навсегда меняют тебя)))

  27. Просматривала фото и по детям понимала, что женщина выглядящая на 40 лет должна быть по идее молодой. Прикидывала около 30-ти, но никак не 25!!! О_О
    Такие условия жизни очень старят людей… да и в обычных селах девушки выглядят старше своих сверсниц с городов 🙁

  28. Вы слышали о Лыковых? До той поры, пока о них никто не знал, они жили здоровыми. После контакта с “белыми” 2 сына и дочь Агафьи чем-то заразились и умерли. А кариес, он – болезнь цивилизации.

  29. Шоколад и конфетки не едят и нет у них кариеса. А в целом, согласна с комментом ниже. Не утрируйте и не передёргивайте.

  30. Хороший пост, очень интересно, ждем продолжения)
    По России вы тоже летаете по супер-дешевым билетам на самолете?

    1. Нет, в России нет супердешевых тарифов и нет лоукостов. За редким исключением по России летать очень дорого.
      Репортаж выше снят во время пресс-тура, но за рамками основной программы, я всегда ищу что-то интересное и необычное.

  31. Спасибо большое, что рассказали про фильм! Я очень люблю Вернера Херцога. Очень была рада узнать, что у него новый фильм, да еще и про Россию. Кстати, рекомендую его фильм Встречи на краю мира.

  32. вот что забавно – когда показывают фотки русской семьи, живущей бедно, но на свои деньги – то непременно налетают кучи нашистов и либералов с требованием отнять детей в детдом, “чтобы дети не мучались” ага.

    когда показывают сибирских аборигенов , живущих за счет государства и держащих детей в нищете. То…лишь умиление и восхищение.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *